• г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 232

Платный прием пульмонолога

Первичный прием пульмонолога
Повторный прием пульмонолога
Спирография (оценка функции внешнего дыхания)

Пульмонолог – это врач, который занимается исследованием и лечением патологий дыхательных путей, легких и плевры. Все отделы системы он рассматривает в тесной взаимосвязи.

Какие патологии лечит?

Компетенция врача распространяется на довольно широкий список болезней, от хронических ринитов (насморков) до рака легкого, однако в некоторых случаях помощь ограничится только консультацией пульмонолога и диагностикой заболевания – для дальнейшего лечения пациент передается более узким специалистам.

Врач-пульмонолог лечит:

• Хронические и обструктивные (с затрудненным отхождением мокроты) бронхиты
  • Пневмонии (воспаления легких)
  • Альвеолиты (воспаление альвеол – мельчайших структурных единиц легкого)
  • Плевриты (воспаления оболочек легкого)
  • ХОБЛ (хроническую обструктивную болезнь легких)
  • Астму
  • Аллергические заболевания (в том числе пневмокониоз, силикоз)
  • Гемо- и пневмоторакс (выпот в полость плевры крови или проникновение воздуха)
  • Эмфиземы (патологическое расширение бронхиол) и эмпиемы («гнойники»)
  • Абсцессы (гнойная деструкция тканей легкого)
  • Саркоидоз, муковисцидоз и другие фиброзы (разрастание соединительной ткани)

Может диагностировать, но не лечит:

• Туберкулез
  • Заболевания верхних дыхательных путей
  • Рак легкого

В каких случаях нужно обращаться к данному специалисту?

Обычно к пульмонологу направляет терапевт, так как самостоятельно определить заболевание пациенту без медицинского образования довольно сложно из-за сходности симптомов: кашлем может сопровождаться грипп, фарингит и ларингит (воспаление гортани), которые не требуют приема у пульмонолога.

К пульмонологу направляют при наличии следующих симптомов, так или иначе связанных с кашлевым рефлексом:

• Надсадный непродуктивный кашель, сопровождающийся симптомами дыхательной недостаточности
  • Затяжной кашель с отделением мокроты или без
  • Изменение характера мокроты: появление гноя, крови, капель крови при кашле; отхождение розовой пены
  • Острая боль в груди, усиливающаяся при дыхании и сопровождающаяся нарастающей дыхательной недостаточностью
  • Повышение температуры на фоне кашля, появление одышки, слабости, мокрого пота и других признаков интоксикации
  • Удушье, усиление кашля в вечернее/ночное время
  • Появление спазмов, затруднение вдоха при определенных условиях (запахах, пылевом загрязнении, перемене температуры воздуха)
  • Постоянное раздражение верхних дыхательный путей, длительный обильный насморк с прозрачным отделяемым, ларингоспазмы («перехватывает» дыхание)

Как ставят диагноз?

Взрослый пульмонолог имеет в своем арсенале широкий спектр диагностических методов, которые включают анализ биологических жидкостей (крови, мокроты) на наличие бактерий и маркеров воспаления и визуальные аппаратные исследования.

• Рентгенография и рентгеноскопия – два метода лучевой диагностики. В результате первого получается статичная картинка («фотография») легких, во втором случае орган просвечивается некоторое время, и результат транслируется на экран в реальном времени – есть возможность оценить функцию дыхание, распределение контраста по сосудам
  • Бронхоскопия – эндоскопическая визуализация, позволяющая рассмотреть слизистую бронхов изнутри, взять материал для исследования, ввести лекарственный препарат
  • Компьютерная томография – посрезовый снимок тканей органа, цель: поиск новообразований (абсцессов, фиброзных кист, полостей, очагов некроза или гнойного расплавления, опухолей и т. д.)
  • Функциональная диагностика: пикфлуометрия (оценка скорости выдоха), спирометрия (оценка объема и скорости дыхания), спирография и другие

Исследования биоматериала:

• Клинический анализ крови показывает наличие воспаления (при повышении скорости оседания эритроцитов – СОЭ), острую или хроническую фазу процесса (по лейкоцитарной формуле), наличие аллергических реакций (при повышении эозинофилов), общую ослабленность организма (снижение гемоглобина или эритроцитов)
  • Бакпосев мокроты поможет выделить патогенную микрофлору и определить возбудителя заболевания, чтобы подобрать наиболее эффективный антибиотик
  • Аллергологические пробы установят спектр аллергенов, провоцирующих ухудшения
  • Генетическая диагностика поможет выявить мутации, характерные для муковисцидоза

Методы лечения

При повторной консультации пульмонолог по результатам исследования может назначить радикальное (хирургическое) или консервативное (медикаментозное, аппаратное) лечение, соблюдение определенного режима и диету, а может направить на дообследование к другим специалистам, если проблема выходит за рамки его компетенции (например, при обнаружении опухоли или подозрении на туберкулез).

Лечение медикаментами также может быть очень разнообразным и включать в зависимости от результатов исследований и клинических симптомов:

• Антибактериальную терапию (при бронхитах и пневмониях бактериальной этиологии)
  • Противовоспалительную с использованием НПВС и стероидов (при выраженном отеке)
  • Противокашлевые (подавляющие кашлевой рефлекс при) или, наоборот, отхаркивающие средства (увеличивающие секрецию бронхов)
  • Препараты, устраняющие бронхоспазм и расширяющие бронхи – адреномиметики, холиноблокаторы, спазмолитики
  • Введение антисептиков может производиться эндоскопически или с помощью плевральной пункции (при плевритах, пневмотораксе)

Аппаратное и инструментальное лечение может включать:

• Электрофорез с различными лекарственными растворами
  • Прогревания
  • Бронхоскопию с введением антисептиков
  • Плевральную пункцию (выполняется торакальным хирургом) с откачиванием жидкости или гноя, промыванием полости антисептическими растворами, внутриполостным введением антибиотиков
  • Любое назначение делается врачом после тщательного изучения каждого случая заболевания. Многие процедуры производятся только в стационаре, а некоторые заболевания требуют длительной госпитализации.

Профилактика

Консультация пульмонолога может носить и профилактический характер. Так, регулярно на прием пульмонолога ходят хронические больные. Цель этих визитов – оценить текущее состояние организма, продлить период ремиссии (отсутствия симптомов), смягчить симптомы будущих рецидивов (обострений).

Чтобы избежать бронхолегочных заболеваний, всем без исключения пациентам врач может посоветовать:

• Не курить
  • Предохраняться от инфекций (помогут вакцинация и личная гигиена)
  • Избегать потенциальных аллергенов
  • Исключить влияние повреждающих факторов (при работе на производстве с повышенным уровнем пыли или токсичными веществами тщательно соблюдать технику безопасности, использовать средства защиты)
  • Полноценно питаться
  • Тренировать дыхательную систему (с помощью дыхательных упражнений, пения, игры на духовых инструментах)
  • Закаляться и вести активный образ жизни

В клинике "Европа" приём ведёт:

Ольга Викторовна Королева

Специальность: врач-пульмонолог

Образование: Новосибирская государственная медицинская академия, 1975